03.07.2014

Особенности нового пенсионного законодательства

В конце 2013 года был принят пакет федеральных законов, направленный на совершенствование пенсионной системы Российской Федерации. Новый порядок формирования пенсий по обязательному пенсионному страхованию коренным образом изменяет структуру приобретения и использования пенсионных прав застрахованных лиц, сложившуюся за последние 10 лет. Обсуждение в трудовых коллективах новаций пенсионной системы требует проведения большой разъяснительной работы среди застрахованных лиц.

Комментарий руководителя Департамента социального развития ФНПР Константина Добромыслова

Федеральными законами с 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Трудовая пенсия трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.

В соответствии с новым порядком расчета пенсии на ее размер в первую очередь будут оказывать влияние:
— размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» заработной платы), этот заработок в формировании пенсионных прав не участвует;
— длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов;
— возраст обращения за назначением страховой пенсии: размер пенсии будет существенно увеличен за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста, до обращения за пенсией.

Все права граждан на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочные пенсии) сохраняются. Сформированные до 2015 года пенсионные права граждан сохраняются в полном объеме, конвертируются в индивидуальные пенсионные коэффициенты и учитываются при назначении пенсии.

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое — достижение общеустановленного пенсионного возраста для женщин 55 лет и для мужчин 60 лет или достижение возраста, дающего право на досрочное назначение пенсии. Общеустановленный пенсионный возраст в ближайшее время повышаться не будет.

Второе — наличие страхового стажа не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 году он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет к 2021 году.

Третье — необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 году необходимо иметь 6,6 коэффициентов и далее каждый последующий год этот порог будет увеличиваться на 2,4 коэффициента до достижения обозначенной величины в 30 коэффициентов.

Гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014-2015 гг. предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений в размере 6% индивидуального тарифа страховых взносов или отказаться от их формирования, и все страховые взносы в этом случае работодатели будут направлять на формирование страховой пенсии. При отказе от формирования пенсионных накоплений страховая пенсия будет формироваться в максимальном размере, а ранее сформированные пенсионные накопления будут продолжать инвестироваться и будут выплачены гражданину после назначения пенсии. При отказе от формирования пенсионных накоплений максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент — 10, при продолжении их формирования — 6,25.

Также нужно отметить, что в структуре нового законодательства исчезает понятие «трудовая пенсия» и фактически происходит разделение «трудовой пенсии» на две самостоятельные пенсии «страховую, солидарно-распределительную» и «индивидуально-накопительную», исходя из различной природы в их формировании. Это достаточно серьезный шаг вперед в решении задачи структурирования пенсионной системы в системе социальной защиты.

В своих заявлениях ФНПР не однократно высказывалась о накопительных механизмах формирования пенсии. Позиция профсоюзов остается прежней. Накопительный компонент пенсионной системы, использующий индивидуальные коммерческие механизмы и не имеющий экономических гарантий со стороны государства, должен быть выведен в добровольную пенсионную систему из обязательного государственного пенсионного страхования.

Только когда работник добровольно включается в накопительную систему, он осознанно принимает на себя все присущие этой системе риски. Когда работника принуждают к участию в накопительной системе, его должны полностью защитить ото всех возникающих рисков. Поэтому гарантийный механизм, который обязано установить государство, должен обеспечить полноценную сохранность покупательной способности пенсионных накоплений, а не сохранность только номинала уплаченных за работника страховых взносов на дату назначения ему пенсии.

Комментарий взял Эмиль Биктимиров
Департамент общественных связей ФНПР

К новостям